3 апреля в городе Салехарде состоялось расширенное заседание участников многостороннего аудита эффективности выполнения обязательств странами-членами Арктического Совета по проблемам воздействия на окружающую среду и места обитания в Арктике

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин,  поблагодарив за тёплый прием Губернатора автономного округа Дмитрия Кобылкина, открыл работу совещания.

В заседании приняли участие от Счетной палаты Российской Федерации: аудитор Михаил Одинцов, директор департамента внешних связей  Николай Парузин, начальник инспекции департамента контроля расходов федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс Сергей Антонов, а также делегация из Норвегии и Дании во главе с государственным аудитором Королевства Норвегия господином Космо, представители федеральных органов государственной власти, руководители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации – Чукотского и Ненецкого автономных округов, Красноярского края, Якутии, Мурманской и Архангельской областей, а также должностные лица Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа и  контрольно-счетных органов  муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе.

Сергей Степашин отметил, что это первый совместный с представителями Арктических стран многосторонний аудит экологических программ. Председатель Счетной палаты  отметил, что промышленное освоение необходимо совмещать с нормами экологической безопасности. «Охрана окружающей среды сегодня это вопрос экологический, экономический и даже политический. Для Счетной палаты Российской федерации контроль за эффективным расходованием средств, вложенных в охрану окружающей среды, - приоритет», - подчеркнул Сергей Степашин. Председатель Счетной палаты Российской Федерации обратил внимание присутствующих на то, что Ямал является одним из немногих регионов в мире, где традиционный уклад жизни коренных жителей сохранен в первозданном виде.

На заседании с докладом выступил председатель Счетной платы Ямало-Ненецкого автономного округа Владимир Свидлов. В частности он сказал: «Ежегодно Счетной палатой и контрольно-счетными органами муниципальных образований проводятся контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в области охраны окружающей среды и природопользования.

Значимым с практической точки зрения для нас является участие с прошлого года совместно со Счетной палатой Российской Федерации и другими контрольно-счетными органами арктических регионов России в проведении многостороннего международного аудита эффективности внедрения и выполнения странами-членами Арктического совета рекомендаций в области обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого развития в Арктике.

В рамках данного мероприятия в партнерстве с окружными органами государственной власти проводится анализ выполнения национальных целей и приоритетов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития Арктической зоны, определенные Стратегией развития Арктики.

В период проведения данного мероприятия были выявлены некоторые проблемные вопросы, касающиеся принципа формирования статистических данных и показателей».

Председатель Счетной палаты автономного округа обозначив ряд проблем с которыми столкнулась Счетная палата автономного округа во время проведения многостороннего международного аудита эффективности внедрения и выполнения странами-членами Арктического совета рекомендаций в области обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого развития в Арктике:

«Во-первых, в ходе проведения многостороннего аудита установлена необходимость формирования данных статистического учета респондентов, расположенных выше арктической зоны. Граница Северного полярного круга проходит по территории шести муниципальных образований – городов Салехард и Лабытнанги, а также Тазовского, Ямальского, Приуральского и Надымского районов и условно делит территории этих муниципальных образований на две части. Федеральной службой государственной статистики все статистические показатели формируются в целом по муниципальному образованию. Данные статистического учета респондентов, расположенных выше арктической зоны, официально не ведутся. В рамках проведения мероприятия все статистические показатели формируются, что называется, «вручную». В результате присутствует субъективность и некорректность при подготовке информации.

Во-вторых, все крупные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры, на расширение процесса производства в нашем регионе, так или иначе, реализуются в целях устойчивого развития в Арктике. Бюджетные обязательства на их реализацию определены в рамках Адресной инвестиционной программы, а также в профильных окружных целевых программах. Однако данные документы не содержат в себе определяющий признак типа «развитие Арктики», как, например, «модернизация здравоохранения» либо «развитие системы образования». В итоге снова присутствует субъективность и некорректность при определении размеров финансирования на выполнение инвестиционных проектов, фактически реализуемых в целях развития Арктики, а на бумаге – не имеющие необходимого определяющего признака.

Говоря о перспективах развития аудита в области охраны окружающей среды и природопользования, отмечу необходимость сотрудничества с региональными контрольно-счетными органами не только по горизонтали, но и по вертикали. Для примера можно взять речную систему России.

Основной получатель речных вод России – Северный Ледовитый океан. В него впадают крупнейшие реки – Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена. Большая часть приморских территорий относятся к территориям с высокой интенсивностью освоения, обустройства и эксплуатации газовых месторождений, строительства инфраструктурных объектов ТЭКа. Водные объекты приморских территорий являются экологически значимыми и испытывают множественные негативные воздействия и значительную антропогенную нагрузку, что в конечном итоге отражается на состоянии морских водоемов. Водные объекты «страдают» от нерационального забора воды, сброса сточных вод, захламления и загрязнения.

Защита и сохранение водных ресурсов северных приморских территорий является одной из основных задач, которая не может быть решена усилиями одного субъекта.

Очевидно, что средства бюджета Ямала, направляемые на осуществление мер по охране водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия на них, будут использованы эффективно только в том случае, если синергетически будут решаться аналогичные вопросы и в других субъектах Российской Федерации.

С точки зрения государственного аудита определение эффективности расходования денежных средств на осуществление  мер по сокращению негативного антропогенного воздействия на водные объекты требует комплексного и системного подхода, а также объединения усилий контрольно-счетных органов. В частности, для решения обозначенных проблем в бассейне реки Обь необходимо объединить усилия контрольно-счетных органов Алтайского края, Новосибирской, Томской, Омской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов», - в заключении отметил председатель Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа Владимир Свидлов